С тремя врачами разобрали «диагноз» Алексея Навального – нарушение углеводного баланса, нарушение обмена веществ, гипогликемия.
Что случилось
20 августа политику Алексею Навальному стало плохо во время полета из Томска в Москву. Пресс-секретарь Фонда борьбы с коррупцией и Навального Кира Ярмыш в интервью «Эху Москвы» так описала состояние Алексея: «Он сказал, что плохо себя чувствует, попросил у меня салфетку — у него была испарина. Попросил с ним поговорить, потому что ему хочется концентрироваться на звуке голоса. Я с ним разговаривала, после чего к нам подъехала тележка с водой. Я спросила, поможет ли ему вода, он сказал, что нет, и, скорее всего, ему нужно отойти. Отошел в туалет и после этого потерял сознание».
Самолет совершил экстренную посадку в Омске, политика доставили в больницу скорой медицинской помощи № 1 города Омска. Навального в коме подключили к ИВЛ, его состояние медики оценили как стабильно тяжелое.
Вечером 21 августа главный врач омской больницы скорой помощи №1 Александр Мураховский сообщил: «На сегодняшний день у нас есть рабочие диагнозы. Основной из них, к которому мы склоняемся,— нарушение углеводного баланса, то есть, нарушение обмена веществ». Он допустил, что тяжелое состояние пациента может быть вызвано резким понижением уровня сахара в крови. Навальный был по-прежнему в коме, а его родные и соратники добивались транспортировки в клинику за пределами России.
Затем появилась информация, что в моче Навального были обнаружены алкоголь и кофеин, правда, в небольшом количестве. А затем, как грибы после дождя, появились публикации, что причиной нарушения углеводного баланса стала диета для похудения – о том, что Алексей пытался сбросить вес, якобы заявила его жена Юлия Навальная. Правда, ни одной реальной цитаты на этот счет не найти, пресс-секретарь ФБК и Навального Кира Ярмыш тоже нигде не подтверждала, что у Навального была какая-то особенная диета для снижения веса. Судя по фото в аккаунте Алексея, он давно в одной поре, отследить значительное изменение веса невозможно.
Экспертом по уровню глюкозы в крови и причинам гипогликемии неожиданно выступила Маргарита Симоньян, главный редактор телеканала RT. По образованию она не врач, а журналистка, закончила факультет журналистики Кубанского государственного университета.
Так, в Twitter она опубликовала несколько постов, в которых рассказала о причинах гипогликемии и способах ее устранения.
Что об этом думают врачи
Мы решили уточнить у врачей, насколько вероятно, что причиной тяжелого состояния Навального стало “нарушение углеводного обмена”, спасет ли тут ложка сахара, и можно ли впасть в гипогликемию из-за голодания или диет.
Что такое “нарушение углеводного баланса”? Это диагноз?
Нет, это синдром, комплекс органически связанных между собой признаков, объединенных единым механизмом возникновения и развития рассматриваемого явления, не обязательно связанного с патологией (заболеванием).
Гипогликемия – низкий уровень глюкозы (сахара) в крови – это тоже не диагноз, а патологическое состояние, которое возникает по разным причинам.
Из-за чего может развиться выраженная гипогликемия?
Карина Фомичева, врач-генетик, кмн, врач интегративной медицины:
“В большинстве случаев тяжелая гипогликемия развивается на фоне сахарного диабета и не просто так, а на фоне неправильного использования сахароснижающих препаратов – инсулина или других. Неправильное дозирование, несоответствие дозы и принятой пищи. Весьма маловероятно, что такое может случиться со здоровым человеком или с человеком, у которого сахарный диабет на ранней стадии и он про него не знает. На человека с диабетом второго типа Навальный не похож, а про первый тип, я думаю, он бы уже знал”.
Юлия Кильтина, врач-терапевт:
“У человека без диабета выраженная гипогликемия может быть вызвана:
- интенсивными чрезмерными нагрузками (марафон, например, для неподготовленного бегуна)
- инсулинома – опухоль поджелудочной железы, продуцирующая инсулин. В этом случае голодание может спровоцировать серьезную гипогликемию.
- введение инсулина – это пептидный гормон, он разрушается в желудке, поэтому только инъекционным способом можно его ввести.
- прием ряда сахароснижающих препаратов. К примеру, передозировка глибенкламида способна вызвать гипогликемическую кому и смерть”.
Олеся Бруслик, врач-эндокринолог:
«Если говорить про эндокринологическую практику, то у здорового человека гипогликемическая кома невозможна. Это всегда реакция на введение избыточного инсулина. Даже сахароснижающие препараты, которые стимулируют выроботку инсулина поджелудочной железой, в реальности невозможно передозировать до комы. До короткой потери сознания, да, до комы – нет».
Сергей Клименков, врач-диетолог:
«Гипогликемия могла в данном случае наступить при употреблении накануне алкогольных напитков, отсутствие завтрака утром, из-за стресс от перелета. Но комы в таом случае не будет, только потеря сознания. После которой он бы быстро придет в себя и будет чувствовать себя нормально».
Сергей Исламкин, врач анестезиолог-реаниматолог:
“При нарушении углеводного обмена может быть 2 вида комы – гипогликемическая и гипергликемическая. Если человек утром был свеж, бодр и весел, а в самолете впал в кому, то это – гипогликемическая. Настолько серьезная гипогликемия может случиться при сахарном диабете – из-за нарушения дозировки сахароснижающих препаратов. И при приеме немедикаментозных средств, которые приводят к снижению сахара крови, в том числе и ядов. Также причинами могут быть опухоли поджелудочной и коры надпочечников. Часто снижение сахара крови наблюдается у больных алкоголизмом. Если считать, что Навальный был практически здоровым человеком, наиболее вероятно химическое воздействие”.
Каким образом определяется низкий уровень глюкозы крови, сколько времени занимает анализ, какая и как быстро может быть оказана помощь, если уровень глюкозы критически низкий?
Сергей Исламкин:
“Определяется в течение 3-5 минут, прямо в “Скорой”. Это входит в стандартные процедуры, если есть потеря сознания”.
Карина Фомичева:
“Самое неправдоподобное в этой истории то, что гипогликемическая кома диагностируется моментально, и выводят из нее моментально. При поступлении в стационар сразу же определяется уровень глюкозы и кетонов и сразу становится все понятно: низкие значения глюкозы. И лечится это просто инфузией глюкозы. Человек, если из-за гипогликемии не произошли необратимые процессы, выводится из комы моментально”.
Юлия Кильтина:
“Измерение глюкозы входит во все стандарты оказания неотложной помощи, это один из простых основных методов диагностики. Любой врач скорой помощи и стационара, не говоря уж про реанимацию, это сделает первым делом”.
Один из пассажиров рассказал Рен ТВ, что Алексею стало плохо через 20 минут после взлета, а через 1-1,5 часа самолет совершил посадку в Омске. Может ли то, что глюкоза при гипогликемии не вводится сразу, привести к тяжелым последствиям для здоровья?
Сергей Исламкин:
“Даже за 40 минут могут развиться необратимые изменения. Гипогликемическая кома как причина утраты сознания может сопровождаться нарушением дыхания, снижением артериального давления, нарушением кровообращения мозга – это вызовет шок и шоковое изменение в головном мозге, нарушение гемодинамики центрального характера.
Причиной осложнений может стать и не гипогликемия как таковая. Например, неизвестно от чего, но критически падает уровень глюкозы в крови. Человек теряет сознание и у него западает язык. Тогда дальнейшие изменения связаны не с гипогликемией как таковой, а с гипоксией”.
Юлия Кильтина:
“Гипогликемия может убить, если не оказана помощь и долго не нормализуется уровень сахара – отек мозга, кома, летальный исход”
Насколько похоже описание Киры Ярмыш на гипогликемию?
Юлия Кильтина:
“Описанное очень похоже на гипогликемию – бледность, тревога, холодный пот, слабость, потеря сознания”.
Сергей Исламкин:
“Симптомы гипогликемической комы типичные: бледность и влажность кожных покровов, стридорозное дыхание – с похрапыванием. Обычно начинаются проявления гипогликемии с ощущения дурноты и слабости, человек может сказать “Сейчас упаду в обморок”. Люди с гипогликемией не ходят и не кричат.
Олеся Бруслик:
«Люди, когда впадают в гипогликемическую кому, не кричат. Человек постепенно теряет ориентацию, появляется дрожь, тремор, нервозность, потом человек слабеет и теряет сознание, падает давление. и он падает в обморок. Это состояние, аналогичное обмороку».
Если бы командир бортового судна передал симптомы Навального наземной медицинской службе, можно ли было предположить, что это именно гипогликемия и что-то сделать еще в полете?
Мы запросили у авиакомпании S7, а также у других авиакомпании сведения о том, что есть в бортовой аптечке. Их ответы можно прочитать в статье Медицинская помощь на борту самолета.
Сергей Исламкин:
“Описания было бы недостаточно для введения глюкозы. Если бы на борту был опытный врач, то теоретически он мог бы распознать состояние, и все же для того, чтобы принять решение о вводе глюкозы, нужен глюкометр.
Обычно в таких ситуациях дают сладкий чай. При запредельно высоком уровне сахара стакан сладкого чая не убьет, а при низком – выручит”.
Юлия Кильтина:
“Ложкой сахара бы не обошлось, судя по тому, что он впал в кому. Но могло помочь, надо было бы выпаивать ему сладкий раствор постоянно”.
Сергей Клименков:
«При гипогликемии потеря сознания будет кратковременная, если человек здоров. Как только человек примет горизонтальное положение, он практически сразу придет в сознание. Если это истинная гипогликемия, то, конечно вводить, глюкозу внутривенно или дать выпить сладкий раствор будет целесообразно».
Будет ли здоровый человек испытывать гипогликемию, если утром поел сладкое, а потом голодает? Насколько вероятно, что у него случится гипогликемическая кома? Может ли диета стать причиной гипогликемической комы?
Карина Фомичева:
“Такой гипогликемии, которая может закончиться комой, человек испытывать не будет. Если съесть сладкое, повысится инсулин, в ответ – сахар может упасть чуть ниже нормальных значений. В таком случае человек может испытывать агрессию, голод, небольшой тремор. Но у здорового человека при гипогликемии выделяются контринсулярные гормоны, начнется глюконеогенез и все приходит в норму”.
Глюконеогенез — метаболический путь, приводящий к образованию глюкозы из неуглеводных соединений (в частности, пирувата). Наряду с гликогенолизом, этот путь поддерживает в крови уровень глюкозы, необходимый для работы многих тканей и органов, в первую очередь, нервной ткани и эритроцитов. Он служит важным источником глюкозы в условиях недостаточного количества гликогена, например, после длительного голодания или тяжёлой физической работы.
Юлия Кильтина:
“Здоровый человек не должен испытывать гипогликемию на фоне голода после сладкого, организм умеет поддерживать нормальную концентрацию глюкозы в таких условиях”.
Сергей Клименков:
«Здоровый человек никаких приступов гипогликемии испытывать не будет, если только не длительный голод, физическая нагрузка, стресс, онкология, опухоли поджелудочной железы и т.д. Сладкое по утрам нет смысла есть, так как при выделении на углеводы инсулина, сахар крови снизится еще быстрее. Правда, для этого необходимо наличие инсулинорезистентности. Судя по фигуре Навального, этой проблемы у него нет».
Олеся Бруслик:
«Связывать все это (гипогликемическую кому) с потерей веса, даже с голоданием – бред. Даже в Оссвенциме люди не впадали в гипогликемическую кому».
Сергей Исламкин:
“В моей реанимационной практике за 40 лет не было случаев гликемической комы из-за диеты.
Из сведений, которыми мы располагаем, можно предположить с большой долей вероятности, что имела место остро возникшая гипогликемия, которая осложнилась комой и дальнейшим формированием обменной, возможно, и гипоксической энцефалопатией”.