Яна, мама четырехлетних двойняшек и инженерка из Славутича, города около Чернобыльской АЭС, о дефиците продуктов, расстройстве ЖКТ из-за стресса и о мечтах «когда закончится война».
Я инженерка водоканала города Славутич. 23 февраля разрабатывала схему разлива воды в случае отключения насосов подачи на город, и у меня трусились руки.
24 февраля в 6.30 проснулась от взрывов, была мысль, что началась война, но переубедила себя, что стреляют в Гончаровске, на военном полигоне. Поспала ещё полчаса, когда позвонила мама и сказала набрать ванну воды, потому что началось.
Муж и мама уверяли, что войны не будет, но мне было страшно. А после продолжали убеждать, что она продлится до воскресенья. Потом прибавляли две недели. И ещё, и ещё.
У нас в городе нет бомбоубежищ, только радиационные укрытия, и большинство из них находятся в садах, школах, постах. В новостях говорили, что они целят в инфраструктуру, и мы оставались дома, в нашей квартире на втором этаже, в коридоре.
Славутич находится в 10 км от левого берега Днепра (Славутич — древнеславянское название Днепра). Население – около 25 500 человек. Большинство работало на Чернобыльской АЭС.
Расстояние до границы с Беларусью — 12 км, до границы с Россией — 100 км.
Славутич был окружён и изолирован российскими войсками в ходе их наступления на Киев в конце февраля 2022 года. Сейчас (текст написан 2 мая 2022) – под контролем Украины.
Когда началась атака, я так и ждала, что прилетит именно к нам. Мне хотелось, чтобы мы умерли все и быстро, чтобы не было страданий и медленных смертей. И чтобы не видеть, как твои дети мертвые лежат, а ты выжила.
Продукты заранее не были закуплены, был определенный набор, чтобы хватило на пару дней, так как дети часто болеют. Тревожные чемоданчики я собрала ещё в середине января, муж до последнего не верил, но 24-го собрал вещи.
Мы с ужасом смотрели в окна как люди с тележками идут из магазина. И брали они очевидно больше необходимого. Женщина из соседнего подъезда 4 раза возила тележку – по 10 пачек муки в фасовке 10 кг и тому подобным.
Я не могла спать, не могла есть, при каждой тревоге бежала сначала в туалет, а потом в коридор.
Диарея была при каждой тревоге, хоть ел, хоть не ела, иногда она была от еды, хотя все ели нормально, а я через минут 10 бежала в туалет, бывало даже среди ночи бегала. Все прекратилось, как только выбрались в относительно безопасное место – сразу же. Когда я была маленькая, мама рассказывала про медвежью болезнь: когда она нервничала из-за того, что надо иди куда-то, ехать, то бежала в туалет. Я тогда думала: ну как такое может быть, а вот в тот месяц поняла.
Что случилось. Мнение врача
«Психогенная диарея – жидкий частый стул на фоне острого или хронического стресса. Причина – чрезмерная реакция кишечника на гормональные раздражители. Надпочечники вырабатывают стрессовые гормоны – кортизол, адреналин и норадреналин. Кишечник реагирует на них усилением перистальтики. При этом вода не успевает всасываться из кишечника, стул разжижается,» – объясняет врач-терапевт, диетолог Юлия Кильтина.
Основные проявления психогенной диареи:
- внезапные, непреодолимые позывы к дефекации, возникающие на фоне эмоционального напряжения;
- понос более 3 раз в день;
- обычный объем стула, в среднем, 200 мл в сутки;
- отсутствие эпизодов диареи во время ночного отдыха;
- громкое урчание, дискомфорт или мигрирующая спастическая боль в животе, предшествующие опорожнению кишечника;
- жидкий, кашицеобразный или водянистый стул, без примеси слизи, крови, непереваренных остатков пищи и жира;
- чередование поносов с запорами, заканчивающимися выделением небольшого количества твердого комковатого кала, ощущением неполного опорожнения кишечника.
“В основе лечения – работа с нервной системой. Нужно устранить причину, а если невозможно – снизить остроту реакции на стресс. Для этого потребуется консультация психиатра или психотерапевта, а вероятно, и применение антидепрессантов или иных подобных препаратов, строго по назначению врача. В зависимости от обстоятельств, по возможности, работаем со стрессом и другими методами – нормализуем сон, используем прогулки, физические нагрузки. Питание рекомендуется с ограничением лактозы, фруктозы, простых углеводов, – резюмирует доктор Кильтина.
Славутич в оккупации
Муж ходил на митинг, людей было очень много, все сгруппировались, объединились. Конечно, их всех могли просто убить, не знаю, почему этого не сделали – стреляли в воздух, бросали дымовые гранаты. Только когда мы выбрались, узнала о Буче, Ирпене.
Отключили свет. Мы готовили на улице, ели картошку – вареную, печеную на костре, но она уже не лезла, дети отказывались есть еду с запахом костра, постоянно просили хлеб и чего-то вкусного, я плакала, когда они ели варенье ложками. Для кого-то и это была роскошь, но нам просто повезло, что моя мама делает из всего варенье. Раньше мы его не ели.
Пошли в ход все консервы, от которых крутили нос с 2017 года. Для детей оставили крупы и мясо. Фермеры привозили молоко за символическую сумму, у кого денег вообще не было, давали так. Мы варили каши или просто давали детям неразбавленное жирное молоко.
Я не ела примерно 5 дней, не знаю как вывезла это, но есть просто не хотелось, желудок крутило, потом понемногу начала есть – сало, пока было, а потом понемногу картошку.
У нас ещё 4 кота, два моих и два маминых, я сделала запас корма, небольшой, в 5 кг. Мама не делала, за неделю до этого смеялась с меня, мол, какая война.
Четверых котов кормили нормой одного и картошкой с молоком. Очистки собирали для приюта животных.
Когда не осталось круп вообще, я дала клич в местную группу соседей. Откликнулись те, от кого я не ждала поддержки – мама двойняшек дала кило гречки и пару куриных ножек, мамина соседка дала овсянку и сахар. Но в чатах творилось и ужасное. Люди продавали за большие деньги то, что они нагребли в магазинах.
Потом включили свет, и показалось – ну все, война закончилась. Но нет.
C 24 февраля Cilantro из главного биохакерского сообщества на русском языке вновь стал моим личным блогом. Мы с командой перепридумываем заново жизнь и работу, а в свободное время я делаю истории об украинках и украинцах. Если вы хотите меня в этом поддержать, вот опции. Олена
Начали завозить какие-то продукты, все писали, что с детьми без очереди, а в итоге выходило что тех, кто с детьми, расталкивали дикие и явно не голодные люди. Я не рисковала детьми, и мы шли домой без еды.
Когда не было света, не было и горячей воды, но было отопление, наливала воду во все емкости и ставила на батарею, чтобы помыть детей.
Эвакуация
Ещё в первый день говорила мужу, что нужно ехать. Но так как своей машины нет, это усложняло дело. Выбрались как только это стало возможно после захода орков в наш город.
Выехали мы в 6.40 и приехали в село Мироновка только в 5 вечера, дорога была тяжёлая – через лес и поле, полное бездорожье, блуждали, бесконечно останавливались на блокпостах. Закончился бензин, и в Киев мы приехали с 2 литрами дизеля.
Сейчас я с детьми в доме одногруппницы моей свекрови, люди просто дали дом, чтоб мы могли здесь переждать. Муж и свекровь уехали, так как они работают на ЧАЭС.
Выехали мы 29 марта, 4 мая я собиралась ехать домой, так как из-за простоя нет зарплаты. Но после обстрелов Киева и Фастова я осталась ещё.
Сейчас не могу вернуться на кето, литрами пью вино, нет, не напиваюсь.
От вина просыпается аппетит, хотя не голодна, не знаю как себя перебороть.
Детей мы клали спать одетыми, футболка и лосины, в коридоре всегда была наготовлена верхняя одежда, я спала в кофте и джинсах. Только недавно, спустя два месяца начала спать без штанов.
В блокаде мы мечтали объедаться всем подряд. Я говорила: если выживу, то к черту диету и вес. Но в итоге, когда мы очутились в нормальном магазине, то ничего и не хотелось, вот ничего просто. Дети сразу повели к колбасе и хлебу, минуя все сладости.
Сейчас дети, если чего-то хотят, прибавляют к предложению “когда кончится война…” “мы купим маски героев”, “мы полетим на самолете на море”, “мы купим то-то”, “мы пойдем туда-то”. Когда кончится война.
Вы так же можете прочитать этот текст на англоязычной версии сайта.